11:41 

Лилиэн Холт
Загибай за меня пальцы. Я буду перечислять тебе параллельные миры, годящиеся для бегства.
"Принеси игрушку"

Алисия:
На предложение экспериментатора поиграть рассазывает, что дома больше не играет в куклы, а играет в машинки. Слушая задание, теребит пальцы. Ничего не говоря, уходит выполнять задание. Не проявляет настойчивости в достижении цели, потому возвращается к экспериментатору за дополнительными инструкциями несколько раз. В первый раз говорит так: "Никита сел на стуле и сидит". Теребит карманы юбочки и, рассказывая, отводит взгляд в правый угол. Выглядит расстроенной. Во второй раз, всё ещё теребя карманы, жалуется на то, что Никита упрямится. Экспериментатор снова подсказывает ей, что можно сделать. На третий раз возвращается с сжатыми в руках игрушками, не чувстует радости или какого-либо удовлетворения. На лице чувствуется некое огорчение.

Лёва: Без интереса слушает задание, но выполнять не отказывается. Ноги ставит на прекладину стула, оглядывает разложнный стимульный материал. Задание выполняет с первого раза, выполнение не вызывает у испытуемого трудностей. Игрушки приносит охапкой, небрежно вываливает из ладоней на стол.

Оля: На инструкции экспериментатора не проявляет эмоциональной реакции, только кивает головой и теребит юбочку платья. Делает всё молча, лицо остается неподвижным. С игрушками подходит к экспериментатору и роняет их, наступив на развязавшийся шнурок.

Эвелина: С готовностью принимает задание. В ходе выполнения возникают трудности, испытуемая говорит: "Не знаю, как достать". После радостно, подпрыгивая, подбегает к экспериментатору с игрушками: "Я достала!"

Ася: Пока экспериментатор объясняет что и зачем испытуемому нужно сделать, девочка зажимает правую руку между коленок, а левой гладит бок стула. При этом внимательно и заинтересованно разглядывает стимульный материал и задание воспринимает положительно. Радостно, в предвкушении предстоящей игры, с добытыми игрушками подбегает к экспериментатору.

Катя: На все указания кивает головой, непрерывно улыбается. Болтает ногами под столом, несколько раз переводит взгляд со стимульного материала на экспериментатора и обратно. Задание беспрекословно принимает. Возвращаясь к экспериментатору с игрушками, всё ещё улыбается.

Вася: На все указания отвечает "хорошо", иногда даже до того, как экспериментатор что-либо скажет. Пока сидит на стуле, держится за него руками. Не проявляет ярких или каких-либо эмоций, спокоен.

"Правила поведения" (с силуэтами домиков)

Дарина: Не проявляет интереса и внимания к заданию: отводит взгляд от стимульного материала, трёт глаза. Щёлкает ногтями, собирает хвостик из волос. Описывая ситуации, в основном повторяет слова взрослого ("Кто изображён на картинке, посмотри? Два мальчика?", "Да, два мальчика"). Не справляется с тем, чтобы описать предметное или социальное содержание; даже после получения помощи экспериментатора не аргументирует свои ответы. Ярковыраженная реакция появляется только при просмотре картинок с мальчиком, поранившим ногу: "Не могу смотреть. Мне страшно". Критический уровень.

Катя: Сосредоточенности на задании нет, ребёнок поглядывает в стороны, ёрзает на стуле, выгибает спину, водит руками по столу. Не понимает ситуации, в которых дети насмехаются над теми, кто оказался в беде, заселяет их в красный домик: "Они же улыбаются". На вопросы экспериментатора о том, помогла бы Катя тому, кто попал в беду, отвечает, что да, помогла бы. На следующий вопрос, в чём заключалась бы помощь, говорит: "Не знаю". То есть, в девочке заложен стереотип о том, что людям помогать надо, но он заучен девочкой просто как слова и не имеет смысла. Внимание ребёнка акцентируется на предметном содержании реакции, социальный аспект не осознаётся. Допустимый уровень.

Эвелина: Глядит на картинки не пытаясь понять, что за ситуации на них изображены. На вопросы экспериментатора, даже не попытавшись подумать, отвечает: "Не знаю". Часто поглядывает на экспериментатора, хотя последний побужает девочку акцентировать внимание на картинках. Критический уровень.

Вася: Не проявляет невнимательности по отношению к заданию, внимателен, отвечает на поставленные вопросы, хотя и не всегда правильно. Самостоятельно выделяет предметное содержание ситуаций, а в определении социального содержания мальчику требуется помощь. Воспринимает изображённых на картинках персонажей буквально: если кто-то насмехается над тем, кто в беде, Вася, видя "улыбки", селит их в красный дом ("Этих мальчиков в красный дом, они весёлые"). Тех персонажей, которые бездействуют, но озадаченно глядят на мальчика с разбитой коленкой, заселяет в чёрный дом ("А этих в чёрный, потому что они грустные"). Допустимый уровень.

Ася: Очень много говорит на отвлечённые темы (о семье, сверстниках и пр.), но и в отношении задания находит, что сказать. Более того, глядя на картинки, видит целую историю. Например: "Девочка хотела попить чай, но упала и разбила свою любимую чашку". Когда экспериментатор показывает картинку с насмехающимися над разбившей чашку девочкой мальчиками, Ася не видит в их поведении ничего плохого. "Она же сама разбила, сама и виновата". В большинстве случаев не придаёт значения безнравственным поступкам персонажей; определяет всех, кроме неулыбчивых и грустных, в красный домик. "А в каком домике хотела бы жить ты?" - спрашивает экспериментатор. Девочка отвечает, что в красном. На это экспериментатор задаёт новый вопрос: "А как бы ты жила в нём с теми, кто, случись какая беда, тебе не поможет?". Девочка задумалась и исправила свои ошибки. Допустимый уровень.

Юра: С желанием выполняет задание, на вопросы отвечает распространёнными предложениями, делится жизненным опытом, схожим с ситуациями на картинках. Самостоятельно определяет предметное и социальное содержание ситуаций. Расселяет персонажей по домикам адекватно принятым в обществе нормам нравственности, аргументирует свои решения. На вопрос, в каком домике хотел бы жить сам, называет красный, объясняя это так: "С ними будет весело играть, никто не обидит!". Перспективный уровень.

Паша: На вопросы экспериментатора отвечает резво, сразу же понимает, кто изображён на картинке, в какой ситуации находится тот или иной персонаж. Называет дополнительных персонажей братьями и сестрами или соседями тех, с кем случилась неприятность. Приводит примеры из своей жизни, например: "Я падал. Дурацкий асфальт. Папа говорил подставить руки, а я забыл." Правильно дифференциирует нравственные и безнравственные поступки. Перспективный уровень.

Оля: Послушно принимает задание, но не проявляет к нему особого интереса. Практические не отвечает на вопросы, вместо этого кивает головой или пожимает плечами; поступки персонажей грамотно дифференцирует на "правильные" и "неправильные", но не даёт аргументации своему выбору. Из ответов на вопросы, содержащие в себе альтернативу, выбирает наиболее подходящие, что говорит об усвоении стереотипов поведения, принятых в обществе, но за отсутствием вербальных аргументаций нельзя быть уверенным в том, что девочка приняла установленные правила поведения. Задания выполняла быстро, не долго думая. Допустимый уровень.

Андрей: На вопросы экспериментатора отвечает односложно, но моментально, быстро, не игнорируя их. Самостоятельно определяет только предметное содержание ситуаций, с описанием социального мальчику требуется помощь. На вопрос о том, на ребят из какого домика хотел бы быть похожим, сначала говорит, что ни на кого. Но затем, когда экспериментатор приводит характеристики жизни с ребятами из разных домиков, Андрей всё же ещё недолго думает, а после показывает пальцем на красный домик. Допустимый уровень.

Арина: Активно принимает участие в выполнении задания. Проявляет задумчивость, которую сама же специально выражает такими жестами как прикладывание пальца к губам и интенсивное потирание головы. Когда долго не может ответить, отворачивается в сторону. Большое внимание уделяет социальному содержанию ситуации, подробно описывает эмоциональные состояния и действия персонажей. Дает адекватную и аргументированную оценку поступкам и действиям героев ситуации с точки зрения внешних этических требований. Оптимальный уровень.

Никита: Задание встречает словами: "Ну что там у вас ещё?.." Тем не менее не противится и беседует с экспериментатором, часто отвлекаясь на разговоры о драках и супергероях. Не различает поведение "безнравственное": всё, что делают персонажи картинок, адекватно нормам нравственности в обществе. Большинство персонажей определяет в черный домик, аргументируя это так: "Бэтмен же черный, но хороший. И я буду таким". Критический уровень.




@темы: study

URL
   

Lily wants to sleep

главная